Философская кинопоэма Годфри Реджио «Koyaanisqatsi» (1983)
«Koyaanisqatsiу» (ko.yaa.nis.qatsi) на языке индейцев Хопи означает:
— жизнь вне равновесия
— разрушение жизни
— сумасшедшая жизнь
— жизнь в беспорядке
— состояние жизни, которое диктует новые условия существования.
Койяанискаци (Кояанискатси)
Появление этой ленты 42-летнего Годфри Реджо, который снимал её полулюбительски, в течение шести лет, и лишь на финальной стадии получил поддержку Фрэнсиса Форда Копполы, благословившего фильм к выпуску в прокат, было почти подобно пришествию инопланетян или же людей из прежней «высокой цивилизации». Словно произошло открытие «суматошной жизни, потерявшей равновесие, расколотой на куски, или совсем иного способа жизни». Всё это как раз и означает слово «кояанискатси», позаимствованное у индейцев племени хопи, которые некогда жили на юго-западе нынешней территории США.
Философская, эсхатологическая кинопоэма Реджо, сопоставляя явления природы и проявления современной цивилизации в самых разных её ипостасях, настолько мощно, впечатляюще и почти галлюцинаторно воздействует на зрителей, что действительно внушает мысль о мире, «слетевшем с катушек».
Взгляд будто из космоса или же из глубины веков даёт возможность увидеть другими глазами лишённую какого-либо смысла суету, мельтешение, копошение маленьких человечков и больших городов; засорение, задымление и медленное уничтожение жизненного слоя Земли; самоубийство человечества, которое добровольно приносит себя в жертву научно-техническому прогрессу. Люди стремятся вверх, за пределы, в космические дали — но, взорвавшись, падают обломки ракеты, подчиняясь земному тяготению. Это — один из самых уникальных кадров за всю историю кинематографа.
Вроде бы в данной картине Годфри Реджо почти нет каких-то новаторских, супероригинальных, не известных до него приёмов, или же тревожных тем, которые не затронули другие режиссёры. Но словно собрав все осколки воедино, в величественную мозаику некой «жизни в беспорядке», автор смог поразить и убедить, что все мы действительно подошли к последнему рубежу, к опасному краю бездны. И потрясающая работа оператора Рона Фрике наряду с гипнотической музыкой Филипа Гласса («Видео Муви Гайд» даже решил отнести «Кояанискатси» к разряду музыкальных произведений!) усиливают грандиозное впечатление от этого неповторимого зрелища, «самого величайшего на Земле», как любят говорить американцы.
Сергей Кудрявцев
***
Фильм состоит из нескольких эпизодов, каждый из которых отмечен индивидуальным музыкальным сопровождением. Однако все же музыка нередко возвращается из более ранних сюжетов и, трансформируясь, перекликается с новыми темами.
Первая сцена изображает наскальную живопись в пещере. Видно несколько высоких темных фигур, стоящих около другой более высокой фигуры, которая украшена короной. Следующая картина — это крупный план взлетающей ракеты «Сатурн-5» миссии «Аполлон-12». Далее изображение постепенно выцветает, и съемка переключается на одинокий пустынный пейзаж, вслед за которым идет изображение явлений внешней среды, таких как образование облаков и волн.
Resource
Горные взрывы и большой карьерный самосвал, испускающий клубы черного дыма, в сюжете, озаглавленном «Resource» (природные богатства), представляет первое в фильме проявление деятельности человека, его участия в изменении окружающей среды. План сменяют кадры проложенной в пустыне линии электропередач. Продолжается воздействие человека на природу. Это изображается картинами добычи полезных ископаемых, воздушными съемками электростанций, плотины Гувера, и архивными кадрами ядерного взрыва в пустыне Невады.
Vessels
Следующий сюжет, на саундтреке озаглавленный Vessels, содержит наиболее длинный в фильме единый план: три минуты тридцать две секунды съемок двух рулящих около взлетной полосы пассажирских «Боинга-747» авиакомпании «United Airlines». Также в «Vessels» включено изображение потоков автотранспорта и огромной автомобильной стоянки. Кадры с огромным количеством выстроенных рядами танков, летящие над пустыней военные самолёты, архивные кадры военных действий, взрывы попадающих в цель ракет и бомб.
Cloudscape
Сопоставление природы и человека вновь отмечается в главе «Cloudscape». Метод покадровой съемки ускоряет время и делает заметным движение теней от облаков, как те проползают по нью-йоркским небоскребам.
Pruitt Igoe
Эпизод Pruitt Igoe посвящен съемкам домов, находящихся в состоянии крайнего упадка. В сюжете показаны десятки заброшенных полуразрушенных многоквартирных домов с разбитыми стеклами, выломанными дверями. Стены разрисованы граффити. На улицах горами лежит мусор. Приготовленные на снос здания — последствия потерпевшего неудачу проекта строительства жилого комплекса Прюит-Игоу в Сент-Луисе. Известный своим современным (на момент постройки) дизайном комплекс быстро оказался в плачевном состоянии из-за непродуманно высокой плотности заселения, вызвавшей его упадок. Сюжет заканчивается картинами разрушения огромных зданий.
Прюит-Игоу: vk.com/wall-52526415_17336
Slow People
Фрагмент, известный как Slow People, начинается с показа в ускоренном времени быстро меняющейся толпы людей, которые, по-видимому, ожидают в очереди. Потом снова показываются люди, но уже в замедленном времени, они шагают по улицам города. И, наконец, камера снимает неподвижных людей.
The Grid
The Grid — самый длинный эпизод фильма, его продолжительность около 22 минут. Тема сюжета — скорость современной жизни. Повествование начинается со съёмки зданий и заката, отражающегося в зеркальных стенах небоскребов. Эпизод характерен активным использованием эффекта ускорения времени, который достигается при замедленной киносъемке всевозможных проявлений современной городской жизни.
Зафиксированные в этом сюжете события касаются людей, взаимодействующих с современной техникой. Первые кадры — оживленное уличное движение, транспортные потоки, наблюдаемые ночью с небоскреба. Вид Луны, проходящей позади небоскреба. Следующие кадры — это близкая съемка мчащихся по магистрали машин. Солнце поднимается над городом, и мы видим спешащих на работу людей.
Механизм однообразно быстро упаковывает колбасу. И люди так же четко и быстро сортируют почту, шьют джинсы, собирают телевизоры на конвейере и выполняют другую монотонную работу с помощью современных достижений технологии. За кадрами съезжающих с конвейера друг за другом в несколько рядов сосисок следуют съемки поднимающихся на эскалаторах такими же рядами людей. Неистовая скорость, темп смены планов и фоновая музыка не замедляются и во время показа способов современного досуга. Люди едят, развлекаются, совершают покупки и работают с одной и той же безумной скоростью.
Ending
Сюжет «Ending» («Завершение») снова обращается к архивной киносъемке начала 1960-х годов. Изображается взлет усовершенствованной беспилотной ракеты «Атлас» программы «Меркурий». Ракета взрывается вскоре после старта, и камера фиксирует, как объятый пламенем двигатель ракеты, кувыркаясь, падает назад на землю. Так повествование фильма проходит полный круг, завершаясь съемками наскальной живописи. Это происходит уже в другой пещере, и фигуры там уже не темные, как были в начале, а все они нарисованы облаченными в различные одежды.
1. Koyaanisqatsi
2. Organic
3. Cloudscape
4. Resource
5. Vessels
6. Pruit Igoe
7. The Grid
8. Prophecies
Всю звучащую в фильме музыку написал известный американский композитор-минималист Филип Гласс специально для фильма. Оригинальный альбом был выпущен в одно время с релизом фильма и принес Глассу всемирную известность.
В конце фильма, перед титрами, приведен следующий текст (пророчества индейцев Хопи):
«Если мы будем выкапывать богатства из земли, мы навлечем беду».
«Незадолго до Дня Очищения паутина покроет небеса».
«Урна с пеплом однажды будет сброшена с небес, и сгорит от нее земля, и вскипят океаны».